«Значение семейных традиций в формировании
и развитии ребенка»
Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.
По словам А.С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.
Одним из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
А органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.
Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.
Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.
Основные семейные традиции:
Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.
Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.
Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.
Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и
Сказка на ночь.
Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой.
Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.
Чтобы ребенок чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы мною был разработан и реализован проект под названием «Семья. Семейные традиции и ценности».
Актуальность: наблюдая за малышами нашей группы, я заметила, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.
Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Гипотеза исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта: приобщение младших дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.
2. Развивать творческое воображение.
3. Развивать связную речь и обогащать словарь терминами родственных отношений.
4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
5. Воспитывать уважение к членам семьи.
6. Создать условия для взаимодействия родителей со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат проекта:
Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.
Родители: приобретут знания о семейных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.
Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству.
При реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.
Интерес и доверие друг к другу позволит родителям узнать о культурных традициях других семей, поделиться опытом воспитания, появится желание перенять традиции, создать новые.
Польза и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.
Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
Цель этапа: выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных традициях.
Подготовка материалов для родителей и художественной литературы для детей о семейных традициях.
Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности».
Беседа с детьми «Моя любимая семья, какая она?»
II этап. Основной.
Цель этапа: знакомство детей, родителей, воспитателей с семейными традициями.
Оформление странички «Что такое семейные традиции?» в уголке для родителей.
Консультации для родителей «Нам традиции семейные важны».
Работа с детьми: закрепление и расширение представлений детей о своих родственниках: сюжетно-ролевая игра «Семья»: игровые ситуации: «Едем за покупками», «Ужин в кругу семьи», «Мама укладывает детей спать», «У нас гости», «Покупаем подарки для членов семьи» и т.п.; игровое занятие «Солнышко семейных традиций»; чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Колобок»; театрализованные игры «Репка», «Три медведя», «Три поросенка», «Кто в теремочке живет?»; изготовление подарков для членов семьи: аппликация «ладошка» (ко Дню матери), «елочка» (к Новому году); конструирование: строим домик для семьи.
Творческая работа каждой семьи.
III этап. Заключительный.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
«Как повысить учебную мотивацию подростка»
«Как повысить мотивацию к учебе у подростков».
Цель: актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.
Задачи:
- разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
- повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».
Оборудование: ноутбук, проектор, заготовки для групповых и коллективных заданий.
Оформление: на доске и на стенах классного кабинета развешены высказывания о значимости учения и образования.
Добрый день! Сегодня у нас классный час необычный, на котором будут присутствовать ваши родители.
Заходя в класс, вы уже обратили внимание на то, что по всему классу развешены высказывания. Многие из вас их прочли и поняли, что все они так или иначе связаны с учением. Поэтому, тема нашего сегодняшнего классного часа «Учение – свет, а не ученье тьма». То есть, мы сегодня с вами поговорим о необходимости учения, об учебной (школьной) мотивации. Как вы думаете, почему именно такая тема для классного часа в нашем классе?
Причин бездействовать много. Когда вокруг столько интересного: телефон с друзьями «на связи», жаждущими общения с вами, не менее интересный рассказ подруги о вчерашней прогулке с молодым человеком, скучный голос учителя, да и просто нежелание что-либо делать.
Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?
Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
Как в этом разобраться?
- В начале работы давайте разделимся на две команды: родители и дети.
Давайте с вами сегодня смоделируем образ ученика идеального, распишем, что движет им, какие цели он себе в жизни ставит, потом разберемся, что ему может помешать на пути осуществления его целей. Для начала нужно нарисовать этого ученика, дать ему имя. Внутри схематичного рисунка аккуратно запишем все его цели на будущее, его мечты, одним словом, все то, чего он хочет в жизни добиться.
Каждая команда получает ватман и фломастеры. Ваша задача нарисовать ученика и дать ему имя. Это может быть мальчик или девочка, на ваш выбор, как вы решите. Каждая команда работает самостоятельно. Я предлагаю сделать следующий порядок: сначала каждый обдумает, чего же он хочет достичь, что так важно для него лично. Затем каждая команда обсудит полученные результаты, и наиболее общие положительные моменты впишите внутрь вашей девочки или мальчика.
Комментарий: Для работы можно дать чистые листы А-4 для предварительной записи версий ответов – «пробы пера» или же схематичных рисунков. На листе ватмана каждый выполняет схематичный рисунок человека и в нем записывает все «хочу добиться» или «хочу быть».
Затем этап обсуждения и на доске на большом ватмане записываются общие «хочу».
Давайте сравним, каким видите идеального ученика ваши родители и как вы видите его.
И как же добиться общих взглядов на образ идеального ученика?
Причины на самом деле могут быть разные, но мы сегодня с вами остановимся на следующей: снижение вашей успеваемости может быть связано со снижением уровня вашей школьной мотивации.
Вы обратили внимание на то, что я уже несколько раз употребила слово «мотивация». Давайте с вами разберёмся, а что это такое. Что вы думаете по этому поводу?
«Мотив» в переводе с французского – побуждение. Вы пришли сегодня в школу, вас к этому что-то побудило. Это и есть мотив. Мотивация – это внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определённым образом. То есть, мотивация – это система мотивов. Соответственно, учебная мотивация, это система ваших мотивов, которые побуждают вас учиться
Теперь давайте попробуем разобраться всё-таки с вашими мотивами. Ради чего вы учитесь, что побуждает вас учиться?
- Упражнение – анализатор «Копилка наших мотивов». На доске с помощью магнитов привешены изображения двух копилок разного цвета (или формы). На столах у ребят лежат по несколько изображений монет. Ребята в течение 1-3 минут записывают по 1-5 своих мотивов учения на монетах (каждый мотив на отдельной монете). Затем подростки, по желанию, озвучивают свои мотивы, т.е. рассказывают о том, что (или кто) их побуждает к учению в школе. Идёт обсуждение.
Ребят, вы, наверное, обратили внимание, что в принципе, мотивы у вас всех более или менее схожие. Но сами мотивы разные. И это не случайно, потому что в мотивационной сфере учебных мотивов выделяют внутренние и внешние мотивы. Давайте попробуем разобраться, в чём их отличия. Какие есть предположения по этому поводу у вас?
Внешние мотивы – это мотивы, которые не связаны с содержанием и процессом учебной деятельности, а связаны с конечным результатом. Внешние мотивы – это страх перед наказаниями, материальные поощрения, признания со стороны взрослых, социально желательное поведение (этого от тебя ждут, например родители), желание избежать критики и т.д.
Внутренние мотивы учения – это мотивы, связанные именно с самим процессом познания. Удовлетворение приносит не результат, а сам процесс, содержание учебной деятельности. Внутренние мотивы – это стремление к познанию, приобретению новых знаний, интерес к устройству мира, стремление развиваться самосовершенствоваться, раскрыть свои способности, стремление к самореализации. Другими словами, это деятельность ради удовольствия от этой деятельности.
Далее ребятам предлагается оценить свои мотивы, прописанные на монетах, как внешние или внутренние. А затем с помощью двухстороннего скотча приклеить их на соответствующие копилки. После этого идёт визуальное сравнение и выяснение, какие мотивы в классе преобладают.
Друзья мои, совсем недавно в нашем классе мы проводили диагностику, целью которой было изучить мотивы вашего учения, их характер. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. И сейчас я хочу познакомить вас с результатами. Заодно и сравним их с нашими «копилками». Эти результаты, правда, будут общие по классу. А индивидуальные мы обязательно с вами обсудим, но в индивидуальном порядке.
- Результаты диагностики. Классный руководитель рассказывает детям результаты диагностики мотивов учения школьников, показывает общие проценты в виде диаграмм.
Развитие внутренней мотивации учения – это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Поэтому одна из задач сегодняшнего классного часа – повысить значимость вашей учёбы.
Результаты диагностики родителей.
- Упражнение - дискуссия. Классный руководитель предлагает каждой группе размыслить над высказываниями известных людей о необходимости учёбы (см. Приложение). Педагог держит в руках «сундук», который набит высказываниями, но все они связаны с «учёбой». Каждая группа, выбирая своё высказывание в сундучке обсуждает его в течение 2-3 минут, а затем своё мнение выносит на всеобщее обсуждение.
Итак, мы с вами обсудили, насколько важно учение, ещё раз для себя осознали, что это действительно ваш вклад в ваше будущее.
А теперь такой вам вопрос: «Когда вы перечисляли свои внешние мотивы учения, скажите, пожалуйста, они являются активаторами учения, активируют ли они вас на учёбу?
Рекомендации для родителей:
- Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.
- Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
- Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
- Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.
- Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.
- Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.
- У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
- Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
- Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
- Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
- Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
- Задавайте вопросы вместо приказаний.
- Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.
- Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.
- Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
- Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
- Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.
Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.
Памятка для родителей.
- Установить контакт с ребенком.
- Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
- Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
- Иметь четкий распорядок дня.
- Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
- Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
- Сделать период включения в работу минимально коротким.
- Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
- Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
- Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
Как установить контакт с ребенком?
- устранить все, что порождает конфликт;
- перестать читать нотации;
- не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
- нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
- относиться сдержанно к школьным неудачам
- интересоваться, чем живет ваш ребенок;
- постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
- выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
- совместно планировать бюджет.
Как организовать помощь ребенку в учебе?
- ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
- создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
- никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
- родители должны сами предлагать помощь;
- помнить, что немедленных результатов не будет.
Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
- добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
- относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
- нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
- добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
- добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
- не позволять отвлекаться на посторонние дела.
«Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек»
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек
В период с 9 до 14 лет у девочек и мальчиков начинается так называемый переходный возраст. В этот период происходит целый ряд физиологических и психологических изменений. Этот период называется периодом полового созревания: угревые высыпания, изменение голоса, волосяного покрова, фигуры, гормональные изменения, в т.ч., начало месячных.
От вас не зависит когда и как тело начнет расти и меняться. Это произойдет тогда, когда организм будет готов к этому. Важно помнить об этом и позитивно принимать самого себя, не переживая по поводу отличий с ровесниками.
Сегодня очень много говорят о сохранении репродуктивного здоровья. Ведущие международные организации определяют это как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся, репродуктивной системы, её функций, а не только как отсутствие болезней.
Когда мы говорим о репродуктивной системе, то имеем в виду органы и процессы их взаимодействия, которые обеспечивают функцию воспроизводства (деторождения). Здоровая репродуктивная система обеспечивает рождение здоровых детей. Иными словами, это то, что в будущем позволит вам стать мамами и папами счастливых нормальных малышей.
В процессе полового созревания действие гормонов вызывает появление полового влечения, но это совсем не означает готовности к половым отношениям. Одной из составляющих человеческих отношений является сексуальность – совокупность внешних и внутренних признаков, делающих человека привлекательным для противоположного пола. Кроме того, в подростковом возрасте возникает стремление доказать свою взрослость, что иногда может привести к рискованному малообдуманному поведению.
В этом возрасте молодёжь чаще начинает влюбляться, вступать в интимные отношения. Желание любить и быть любимым пробуждают в человеке лучшие качества, стремление стать лучше, достойнее, совершеннее. Радость, счастье становятся полными при условии, что подобные состояния, чувства переживает и любимый человек. Не каждый в этот период понимает, что любовь - это не только чувства, но и ответственность за своё здоровье.
Даже если парень и девушка чувствуют взаимное влечение, это ещё не значит, что они готовы к сексуальным отношениям.
Способы выражения любви и взаимной симпатии: доверительные отношения, поддержка в трудную минуту, возможность сделать что-либо приятное, знаки внимания (смс, записки, открытки, цветы, памятные подарки), объятия, поцелуи).
Является ли секс доказательством любви? Нет, т.к. может происходить под давлением, из-за боязни потерять близкого человека, может быть просто стремлением казаться взрослее.
Первый сексуальный опыт является одним из самых значительных событий в жизни человека. Поэтому, до того, как наступит этот момент, необходимо разобраться в своих чувствах и знаниях и спросить себя:
-Доверяю ли я своему парню/ девушке? Не чувствую ли я, что кто-то из нас торопится в этой ситуации? Можем ли мы свободно поговорить о том, как это будет происходить? Как я и он/она будем себя чувствовать после секса? Способны ли мы вступить в сексуальные отношения без спиртного и наркотиков? Знаем ли мы достаточно о заболеваниях, передающихся половым путем? Кто из нас двоих приобретет, будет использовать средство предохранения? Что мы предпримем в случае, если всё же наступит беременность?
Если вы не знаете ответ хотя бы на один из этих вопросов, значит, безопаснее будет на время отложить начало половой жизни, то есть, сделать выбор в пользу воздержания.
Воздержание от секса – это самый простой и эффективный способ защитить себя от нежеланной беременности, любых ЗППП и их последствий.
Воздержание бывает необходимо, чтобы защитить и сохранить чувства и ценности. В подростковом возрасте круг интересов. Друзей может постоянно меняться. Также часто может меняться взгляд на отношения между девушкой и парнем – от «романтических», до «сексуальных», независимо от того, думают они о сексе или нет.
Незащищенный половой акт может привести к беременности. Об этом следует помнить. В случае подозрений на внеплановую беременность и появления таких признаков, как токсикоз, перемены аппетита и настроения, набухание молочных желез, необходимо обратиться к врачу, рассказать об этом родителям. Проблема первого аборта в том, что, в какой бы самой лучшей клинике их не делали, он может привести к бесплодию. С другой стороны, рождение ребенка несовершеннолетней мамой тоже приводит к серьёзным трудностям.
Действительно, существует ряд механических, химических и других методов предотвращения беременности, но даже самый доступный из них – презерватив - не может в должной мере защитить вас в случае риска. А последствия ЗППП – от длительного лечения и даже бесплодия до летального исхода.Выбрать ли воздержание или безопасные половые отношения – зависит только от вас.
- Забота о репродуктивном здоровье начинается с рождения, с первого дня появления на свет. Уже тогда от родителей требуется максимум внимания. Строение наружных половых органов может сразу показать признаки аномалий, которые требуют исправления или коррекции. Все время нужно самым внимательным образом следить за состоянием детородных органов. Выделения, различные высыпания и иные поражения кожи и слизистых оболочек могут сигнализировать о воспалительном процессе, причиной которому может быть не только инфекция, но и развивающийся диабет. Родители должны помнить, что отступление от требований гигиены могут обернуться серьезными неприятностями для ребенка.
- В период, когда организм активно готовится к взрослению, девочек необходимо особо беречь от инфекционных, в первую очередь вирусных, заболеваний. Важно также ликвидировать все очаги инфекции в организме, в первую очередь кариес и хроническое воспаление миндалин - тонзиллит. Своевременное выявление и лечение хронических заболеваний внутренних органов – непременное условие оптимального развития организма, в том числе и репродуктивной функции.
- Маме заранее нужно рассказать девочке о предстоящих менструациях и научить ее правилам гигиены в этот период. Маме также нужно знать, когда у дочери начинается каждая менструация, сколько дней длится, не сопровождается ли болями.
- При появлении симптомов воспаления половых органов, нарушения полового развития и менструальной функции необходимо своевременно обращаться к детскому гинекологу. Во всех случаях самое главное - не нужно ждать, что болезнь пройдет со временем, сама собой. Не бойтесь оказаться для врача лишним, потому что нарушения в состоянии репродуктивной системы могут проявлять себя совершенно неожиданно, и часто случается, что родители приводят к врачу ребенка с запущенной формой болезни.
- При отсутствии жалоб в первый раз к детскому гинекологу девочку следует вести в возрасте 5-6 лет. Родители должны убедиться, что ребенок здоров и развивается нормально. Второе посещение гинеколога - в 8-м классе, когда с доктором обсуждают характер менструального цикла, начало сексуальной жизни, противозачаточные средства.
- Ведущим фактором в программе борьбы с незапланированной беременностьюу подростков служит воспитание у них более серьезного отношения к использованию противозачаточных средств. Такую работу среди подростков следует начинать заранее, т.к. проведенные исследования показывают, что это повышает ее эффективность в профилактике ранней беременности у несовершеннолетних. Поэтому важно, чтобы родители учились разговаривать со своими детьми на тему секса и контрацепции. Половое воспитание должно иметь практический уклон, чтобы подростки знали, как и где покупать противозачаточные средства, почему необходимо договариваться с партнерами об их применении, зачем вообще нужно регулярно прибегать к средствам контроля рождаемости. Другой важный аспект полового воспитания состоит в том, чтобы лучше разъяснить подросткам (как мальчикам, так и девочкам), почему применение противозачаточных средств может самым непосредственным образом влиять на их жизнь. Они должны быть информированы и о том, что применение контрацептивов снижает риск заражения болезнями, передаваемыми половым путем (венерическими заболеваниями, ВИЧ).