Классный час
Добрый человек в доброте проживёт век
Цель классного часа:
1.Развитие умения учащихся вести рассуждения.
2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
3.Формирование нравственных качеств учащихся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг к другу, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями «Доброе слово человека, что дождь в засуху; «Не одежда красит человека, а его добрые дела»; «Человек живёт век, а доброе дело – два», «Спешите делать добро», чашечные весы, набор открыток.
Оборудование для уч-ся: цветная бумага, клей, ножницы, детали аппликации (дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей)
1. Вступительное слово учителя:
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.
Учитель:
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. А что такое добро для вас? (Ответы детей.)
Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Что же есть зло? (Ответы детей.)
Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.
Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
-Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство.
(Учащиеся произносят слова.)
Ждут нас быстрые ракеты
Полетим мы на планеты
На какую захотим,
На такую полетим.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 – пуск.
Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).
Уч-ся работают с набором открыток.
А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
(Выступление уч-ся)
1. Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
2. На клумбе – цветок,
Его листья повисли
Грустит он…О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
3. А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём.
4. Хоть мама
Ёщё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
И ты совершаешь
Великое чудо-
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись, домой:
-Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
-Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.)
Учитель:
Верно, добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки
Не делает зла.
Учитель:
Ребята, в народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
- Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
- А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Часто ли вы употребляете добрые слова? Как вы думаете, зачем? (Ответы детей).
2. Из истории
Знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
Учитель:
Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
3. Поиграем в игру
Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой-закрываете лицо ладошками.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Мальвина.)
-На какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?
-Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать весы?
(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)
На одну чашу уч-ся кладут «зло» (таблички с надписями:
Зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).
-А что нужно сделать, чтобы победить зло? (Ответы уч-ся.)
Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки.)
Учитель:
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в моря добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)
Итог классного часа
-Как мы назовём эту картину? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Учитель раздаёт уч-ся маленькое солнышко.)
Это солнышко-доброта. Она очень нужна и вам самим, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.
Ведь делать добро – это здорово!
(Ученик читает стихотворение.)
Стань добрым волшебником!
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
Классный час «Семья в моей жизни»
Цель:
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- Изучение семей классного коллектива;
- Знакомство с профессиями родителей, родственников.
Предварительная подготовка к классному часу
-Составление учащимися генеалогических деревьев;
-Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;
-Сочинения учащихся по теме: «Моя семья».
Ход занятия
Классный руководитель
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии «Моя семья - моё богатство», посвящённом всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям, тому, что объединяет нас друг с другом – семье.
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слёзы, и смех,
- Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
- Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
- Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Мы готовились к этому информационному часу. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье.
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток.
Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Мы с вами попытались составить свои родословные. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.
Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье
Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
Пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
Семья и труд связаны исторически. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.
Пример каждому из нас – труд наших родителей. Готовясь к классному часу, вы брали интервью у своих родителей об их профессиях.
Вопросы:
На каком предприятии работаете?
Как называется профессия и специальность?
Какую должность вы занимаете.
Сколько лет составляет стаж?
В чем заключаются Ваши обязанности? Чем интересна Ваша профессия?
Давайте посмотрим некоторые из них.
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй. Выставка поделок, сделанных руками родителей.
Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.
В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом.
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
Проводится конкурс на самую древнюю вещь.
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Одна из распространённых традиций – традиция застолья.
«В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся.
За общим столом часто собирались гости, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, мочёная брусника.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными. Назовите любимые праздничные блюда вашей семьи.
Дети называют блюда, традиционные в их семьях.
Вот и подошёл к концу наш классный час. В завершении мне хочется пожелать вам, чтобы добрая улыбка стала спутником каждой семьи и дружба поселилась в вашей семье навечно. И последним штрихом пусть будет наша общая фотография на память.
Классный час «Нам жизнь дана на добрые дела»
Цель:
воспитывать у младших школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты; побуждать у учащихся желание совершать добрые поступки.
Ход классного часа
Учитель:
-Ребята, начинаем классный час! А называется он «Нам жизнь дана на добрые дела». (слайд 1), (слайд 2)
Как вы думаете, о чем у нас пойдет разговор? (О доброте, о красоте человеческих отношений, о доверии. о том, как мы должны жить, чтобы людям рядом с нами было хорошо и приятно).
А что такое доброта? (слайд 3)
Доброта – это отзывчивость, доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.
Ребята, а где же живет доброта?
Учитель. Доброта. Какое странное слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни так не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Люди издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. . Может быть, поэтому в старой азбуке буквы обозначали целые слова. Аз, буки, веди, глаголь, добро.
Азбука как бы призывала «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Недаром мудрая пословица гласит: «ДОБРОЕ СЛОВО - что ясный день»
Работа с пословицами.
Условия игры: на доске записаны пословицы в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец. Но во втором строчки перепутаны. Соединить начало пословицы с концом.
Не одежда красит человека, а добрый от радости.
Злой плачет от зависти, а хвались добром.
Добрые слова а его добрые дела.
Не хвались серебром дороже богатства.
(слайд 4)
- Откуда берет начало доброта?
- Ну, конечно, доброта берёт начало в семье.
Ученики.
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире Доброта
Утро доброе у нас,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Что от этой доброты приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама.
- Мама! Это доброта.
- А в чём у вас проявляется любовь и забота о самом дорогом человеке. (Дети рассказывают, как они помогают родителям. В кармашек «Доброта» кладутся слова: « помощь», «забота», «благодарность», «нежность», «любовь», «ласка»)
- А какие пословицы о маме вы знаете?
« Нет лучшего дружка, чем родная матушка»
« При солнышке тепло, при матери добро».
Учитель. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит людей и помогает им, добрый человек бережёт природу и любит её. А любовь и желание помочь другим согревает нас самих, как солнце. (слайд 5)
- А легко ли быть добрым? (слайд 6)
На самом деле, ребята, путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым - порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.
Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка - добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил - ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью! -
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
"Вовка - добрая душа!"
- Можно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали мальчику?
1 ученик:
Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2 ученик:
Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
3 ученик:
Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
4 ученик:
Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
5 ученик:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
(слайды 7 - 8)
В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? - - Каким еще человеком его можно назвать?
(слайд 9)
Учитель: Добрые дела всегда живут с нами рядом! И не надо ничего выдумывать. И не надо думать обо всём человечестве, если доброты ждут близкие люди! - Спешите делать добро. Это здорово!
Звучит песня «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…» (слайд 10)
Учитель: - А вот есть такое слово – «сострадание». Оно очень похоже на сочувствие, которое мы уже произносили. Но это слово выражает более сильное чувство. Сострадание – это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою.
- Сегодня я хочу рассказать вам об одной замечательной женщине, о доброте которой знает весь мир. Люди её называют Мать Тереза.
Её звали Агнесса Гонджа. Она родилась в семье албанского торговца в 1910 году. Её родители были людьми очень религиозными. Мать научила детей молиться, любить и помогать другим людям. Это были первые уроки доброты для маленькой Агнессы.
Но когда девочке было 9 лет, их отец умер. Тем не менее, мать Агнессы не сдавалась, открыла собственное дело и, потихоньку, их семейный бизнес наладился. Это был второй жизненный урок, полученный от матери: пусть жизнь трудна – ты должен по ней карабкаться вверх, к вершине. 12-летняя девочка твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным.
Её деятельность была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям.
- Однажды она сказала: «Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше». Умерла Мать Тереза в 1997 году. Её «Благотворительная Миссия» действует до сих пор, потому что нуждающихся в помощи вокруг не становится меньше
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!!
- К милосердию нас взывают многие животные и растения.
Ведь им бывает очень трудно без помощи и заботы человека.
(слайды 11 - 13)
- К сожалению, в нашей жизни ещё много встречается плохих, злых, жестоких, бессовестных, безответственных людей. Но давайте верить, что хороших людей на свете больше.
Доброта побеждает не только в сказках. Она побеждает и в настоящей жизни. Для этого надо, чтобы наши сердца и мысли были добрыми, наши руки творили добро.
- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время?
(слайды 14 – 19)
- Давайте запомним замечательные слова:
«Без добрых дел нет доброго имени».
- Какое доброе дело ты сегодня сделаешь?
- Какое доброе дело тебе поможет сделать папа? Мама? Бабушка? Дедушка?
- Добрые дела ждут нас. Они на каждом шагу.
(слайд 20 – 21)
Желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами-
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры.
- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни!
- Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания.
«Милосердие – зеркало души»
Классный час
Цель: воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
Задачи:
- Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие»
- Способствовать развитию нравственных качеств: милосердие, доброту, толерантность.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
2. Выходят 2 ученика.
- Красиво жить не запретишь
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чём- то победишь,
И верно, Бог тебе поможет!
Поможет он тебе любить,
Быть добрым , честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
- Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого можно обидеть!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить, любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Учитель: Ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях?
3. Пословицы о доброте.
Каждый из вас назвал слово – доброта. А какие пословицы о доброте вы знаете? Как вы их понимаете?
4. Учитель: Тема нашего классного часа «Милосердие - зеркало души»
- А что такое милосердие? (ответы детей)
Ученик. В словаре С. Ожегова дано такое определение слову милосердие: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
Учитель: В нашем классе появилось солнышко. Его лучи согревают нас. Давайте сейчас дадим имя каждому лучику. Это будут слова, близкие по значению к слову милосердие (чуткий, отзывчивый, внимательный, заботливый, добрый и т. д.)
Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова.
Милосердие - сострадание, уважение, гуманность, человеколюбие, альтруизм.
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств.
Гуманность – человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе отношение к людям.
Человеколюбие – это любовь к людям, гуманность.
Альтруизм – это бескорыстная забота о благе других.
Сострадание – это жалость, сочувствие.
Учитель. А сейчас ребята прочтут высказывания о милосердии известных людей. Вы внимательно прослушайте, а затем прокомментируете.
Карточка 1. Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст)
Карточка 2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые. ( митрополит Филарет)
Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила. ( Н. Бердяев)
5. Тестирование.
Учитель: Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли ты человек.
Тест (на карточке)
1. Можешь ли ты простить человека, который тебя очень обидел?
2. У тебя появились деньги. Смог ли бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
3. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, будешь ли ты его слушать?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней?
6. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя не интересует?
7. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
8. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
9. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что – то выполнить за кого – то из домочадцев, например)
Результаты теста.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков: Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого – то ты идёшь на всё, старайся быть со всеми ровным, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами!
6. Стихи о доброте
1 уч-к: Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов
2 уч-к: Мы желаем, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей!
3 уч –к: Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто – нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Учитель: А кто больше всего нуждается в нашей помощи и милосердии? (наши бабушки и дедушки)
Стихи о бабушке
1 ученик:
Мы с моею бабушкой – старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть!
2 ученик:
А вот руки бабушки – это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие, как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
3 ученик:
Мы очень любим бабушку,
Мы очень дружим с ней.
С хорошей, доброй бабушкой
Ребятам веселей!
Учитель: У каждого человека – большого или маленького- свой путь к доброте. Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Научиться быть по – настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
7. Наш гость
8. Чаще говорите добрые слова.
Учитель.
Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
Учитель: Давайте встанем в круг и споём песню «Дорогою добра»
Учитель: Мы заканчиваем наш классный час. На прощание давайте зажжём свечу и передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание.
Учитель.
Но, как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей!
Учитель: Закончился наш классный час. Я думаю, вы многое поняли и о многом задумались: а правильно ли я себя веду по отношению к старшим и своим друзьям. Желаю, чтобы вы всегда были добропорядочными и милосердными.
Информационные источники:
1. Л.Л.Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004-2007.
3. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г
4. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г
5. А. В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011.
6. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. М., 2009; 8.Компьютерные презентации.
Духовно-нравственное воспитание
– воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа;
– объединение усилий школы, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении;
– содействие развитию гуманитарного, в том числе теологического и религиоведческого, образования.
Организация работы:
В школе проводятся праздники, акции («Подари другому радость», «Помоги собрать портфель»), КТД. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.
Организация и проведение классных и информационных часов:
Классные часы: час общения в 4 «Б» классе «Добрый человек в доброте проживёт век», открытый разговор в 5 классе «Семья в моей жизни», час общения в 3 классе «Милосердие – зеркало души», круглый стол в 4 «А» классе «Семья. Семейные традиции», час общения в 7 классе «Наполним добротой сердца», деловой разговор в 11 классе «Десять заповедей - основа нравственности человека».
Классный час «Доброе слово, что ясный день»
Цель– познакомить учащихся с понятиями «доброта», «добросердечность», «милосердие».
Задачи:
- воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом, повседневном и обыденном, умение дарить тепло, любовь, заботу и доброту;
- учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло;
- продолжить знакомство с вежливыми словами;
- побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.
Ход мероприятия
На фоне лирической музыки появляется главная героиня Доброта.
Доброта:
Добрый день,
а что это значит?
Значит день по-доброму начат,
значит день по-доброму прожит
и он умножит счастливые дни!
-Настал новый час, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и нежны в обращении друг к другу.. А самое главное, что мы все – здоровы. Я пригласила вас сегодня в к себе в гости. А как вы, ребята, думаете, ЗАЧЕМ?
(ответы ребят)
- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
- Жизнь дана на … дела.
- Мир не без … людей.
- … желаешь - … и делай.
- Истинное … всегда просто.
- … слово человеку - что дождь в засуху.
Правильно вы догадались.
-«Не ищи красоты, а ищи доброты» - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
Работа над значением слова
-Ребята, а что такое ДОБРО? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?
Добро – то, что хорошо, полезно, приятно.
Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.
Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.
«Добро - это всё положительное, хорошее, полезное» - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.
-А с чем можно сравнить доброту?
- Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)
- Так на что же похожа доброта? (на солнышко)
- Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.
- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?
(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше)
-И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу. Но главное сегодня в нашем путешествии это построить домик Доброты.
(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ПРО ДОБРОТУ)
1.Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
2.В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
3.Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
4.И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку)
- Что посоветовал Крошка Енот своему другу?
Дети поют псенку «От улыбки»
Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной.
Закладываем фундамент Дома Доброты - первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик.
- В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.
- Встречая гостей, мы говорим...; Провожая гостей…; Утром…; Вечером… и т.д.
- Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.
- Доброта и вежливость неразделимы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)
Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)
Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)
И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.
- Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться, что нас мы не сможем попасть в страну Добра?
- Если вежливо - хлопайте 2 раза. Если невежливо - топните.
- Поздороваться при встрече?
- Толкнуть, не извиниться?
- Помочь подняться упавшему?
- Поднять упавшую вещь?
- Не встать, обращаясь к учителю?
- Взять билет в автобусе?
- Не уступить старшему место в транспорте?
- Не заметить недовольство мамы?
Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.
А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.
Работа в паре.
- Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел
- Думать о родителях
- Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего
- Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком
- Помогать ближним
- Завидовать
- Сделать кормушку для птиц
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
На столах конверты, в которых карточки для каждой команды (описание ситуации). Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).
Разыгрывание ситуаций, обсуждение другими группами.
1 ситуация: “Задача не на сложение, а на уважение”.
По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.
(Обсуждение ситуации)
Доброта: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)
2 ситуация: “Горький апельсин”.
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.
– Разве не видишь? – буркнула Маша.
– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
(Обсуждение ситуации)
Доброта: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)
3 ситуация: “День рождения”.
-Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.
– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
(Обсуждение ситуации)
-Плохие поступки всегда приводят к печальным последствиям. Сейчас в нашей стране Добра стоит засохшее дерево.
- Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.
-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.
Работа в группах.
- Какими качествами должен обладать добрый человек? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.
- (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту).
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?
- Почему распадаются добрые отношения?
Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.
-Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?
- Давайте представим себя жителями Дома под названием «Доброта» и попробуем составить правила добрых отношений.
Правила добрых отношений:
- Уступать.
- Не бояться просить прощения, если обидел друга.
- Не грубить. Не злиться.
- Не жадничать.
- Помогать своему друг другу.
- Быть честным.
- Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.
Задание: - Возьмите в руки пароходики и напишите свои имена. Я знаю, что вы все очень добрые (приклеим пароходики на речку)
- Посмотрите, что у нас получилось в конце путешествия.
1 ученик:
Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
2 ученик:
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.
3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.
Доброта:
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот кто злится - стыдится!
- Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.
Звучит песня «Всех добрее и дороже в этом мире доброта»
- Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.