Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Профессиональная ориентация для лиц с инвалидностью

Дата: 21 сентября 2023 в 08:20

Профессиональная ориентация для лиц с инвалидностью

   Что ожидает детей с ограниченными физическими возможностями на пороге ВУЗов и средних специальных учебных заведений? Существуют ли для них какие-либо льготы, и каковы особенности профессионального консультирования? С какими условиями предстоит столкнуться студентам-инвалидам в учебных заведениях и какое трудоустройство им предрекают?

          Инвалиды в Беларуси могут поступать почти во все учебные заведения страны, кроме медицинских специальностей. Рекомендации на освоение тех или иных специальностей выдает медико-реабилитационная экспертная комиссия (МРЭК).

             В целях социальной защиты Правилами приема в высшие учебные заведения, Правилами приема в средние специальные учебные заведения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь 07.02.2006 (ред. от 02.06.2009) № 80, лицам с ограниченными возможностями предусмотрен ряд льгот. В частности, абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для учёбы по избранной специальности, сдают вступительные экзамены в вузе (ссузе). Форма проведения вступительных испытаний определяется приемной комиссией учреждения образования с учетом особенностей психофизического развития абитуриента. Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, представившие при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, о том, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности, имеют преимущественное право при зачислении (при равном общем количестве баллов). Абитуриенты данной категории имеют право на получение образования в заочной форме за счет средств бюджета.

          Условия (специальные парты, сидения, подъёмники…) для обучения студентов-инвалидов в учебных заведениях. Постоянно ведется работа по улучшению имеющихся образовательных условий для студентов с особенностями психофизического развития через создание системы поддержки образовательного процесса, которая включает: для студентов с нарушением слуха — коррекционную составляющую, сурдоперевод, тьюторинг, записывание учебного материала, применение современных специальных сурдотехнических устройств, технических средств обучения; для студентов с нарушением зрения — лупы, настольные лампы, учебники и учебные пособия, напечатанные шрифтом Брайля, записи лекций на электронных аудио носителях; для студентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата — установку специального оборудования (сантехнического, лифтов, дверных приспособлений и т. д.). Студентам — инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата предоставляются места для проживания в общежитиях улучшенной планировки, выделяются места на нижних этажах.

          Белорусской компанией «Сакрамент ИТ» в 2006 году разработана компьютерная программа Sakrament BookAssist, предназначенная для озвучивания цифровых учебников, одним из вариантов применения которой является ее использование в процессе обучения незрячих людей. Разработана методология и методика адаптации учебников к изданию их в виде цифровых книг в данной компьютерной среде.

          На базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству создана многопрофильная ресурсно-методическая лаборатория по развитию информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в специальном образовании «Образование без границ». Лаборатория предназначена для обучения студентов и повышения квалификации специалистов по вопросам применения информационных коммуникационных технологий в обучении и социальной адаптации лиц с ограничениями, а также для обучения пользователей с ОПФР основам применения средств ИКТ.

Достойные условия для лиц с ограниченными возможностями в учебных заведениях создаются постепенно. Но для настойчивых людей, как известно, коляска на пути к знаниям — не препятствие.

          Хорошо успевающие студенты-инвалиды могут претендовать на именную стипендию Белорусского общества инвалидов.

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе

  • Министерства образования Республики Беларусь: edu.gov.by
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: mintrud.gov.by
  • Национального института образования: аdu.by
  • Академии последипломного образования: academy.edu.by
  • Республиканского института профессионального образования: ripo.unibel.by
  • РЦПОМ: edu.by
  • Республиканский институт контроля знаний: rikc.by
  • Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайтах: abiturient.by kudapostupat.by

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи

  Учреждение «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи» (РЦПОМ) является государственным учреждением, призванным оказывать молодежи содействие в осознанном выборе или перемене профессии в соответствии с призванием, способностями, состоянием здоровья и с учетом общественных потребностей. На сегодняшний день РЦПОМ является учреждением, занимающим значимое место в системе профориентации Республики Беларусь.

 Адрес: 220005, г. Минск, пр-т Независимости 46

телефон 8 (017) 293 73 83 факс 8 (017) 292 12 12

Режим работы Республиканского центра

понедельник - четверг c 09.00 до 18.00

пятница с 09.00 до 16.45 (перерыв с 13.00 до 13.45)

  Приоритетными направлениями работы являются:

  • определение совместно с органами образования, органами государственной службы занятости населения, государственными учреждениями и общественными организациями по работе с молодежью, другими заинтересованными организациями приоритетных направлений развития профориентационной работы в г. Минске, Минской области и регионах республики с учетом перспективных потребностей рынка труда в кадрах;
  • методическое руководство работой по профессиональной ориентации молодежи, проводимой центрами профессиональной ориентации молодежи в регионах республики;
  • сбор, обобщение и распространение информации о профессиях, состоянии и перспективах развития рынка труда г. Минска, Минской области и регионов республики;
  • изучение интересов, способностей учащихся и молодежи с целью формирования профессиональных намерений с учетом индивидуальных особенностей личности;
  • разработка и внедрение в практику профориентационной работы организаций информационных, методических материалов, психодиагностических методик, научно-обоснованных форм и методов проведения профессиональной ориентации.

Дистанционное обучение в Беларуси: ВУЗы, специальности и условия поступления

Кроме традиционной очной и заочной формы обучения некоторые белорусские университеты предлагают учиться удаленно. 

         Дистанционная форма образования предполагает общение преподавателя и студента на расстоянии. Обмен информацией происходит с помощью интернета, онлайн-сервисов. Учащийся может получить консультацию, необходимую литературу от преподавателя, послушать лекцию удаленно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. Однако сессия сдаётся в вузе. В конце курса выдаются диплом или сертификат в зависимости от программы и вуза. Система дистанционного обучения в Беларуси ещё развивается, но абитуриенты проявляют к ней всё больший интерес. Благодаря такой форме обучения получать высшее образование могут люди всех возрастов и с разными физическими возможностями.

          Главные преимущества: учёба в любое время, в удобном месте и психологически комфортной обстановке. Студент сам выбирает приемлемый темп занятий, благодаря чему легко совмещать учёбу с другими делами. "Дистанционка" отличается индивидуальным подходом к каждому. Результат обучения в таком случае часто даже выше, чем у студентов-очников. А стоимость куда ниже (от 756 до 1143 BYN в год).

         На сайтах белорусских вузов в разделе «Дистанционное образование» написано: «По окончании обучения выпускники получают диплом о высшем образовании государственного образца». В дипломах обычно указывают название университета и специальность, которую получил выпускник. Форму обучения и название факультета в документ не вписывают.

         Дистанционное обучение в 2020 году предлагают четыре вуза Беларуси: БНТУ, БГУИР, ПГУ и ГГУ имени Франциска Скорины. Белорусский национальный технический университет принимает по результатам внутренних экзаменов, остальные вузы — по результатам ЦТ. Как правило, выделяется больше платных мест, набор на бюджет либо очень маленький, либо вообще отсутствует.

<iframe src="https://www.ciuvo.com/ciuvo/globalstorage?version=2.1.4" style="position: absolute; width: 1px; height: 1px; left: -9999px;"></iframe>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.