Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Как подготовить ребёнка к детскому саду и к школе?

Дата: 16 сентября 2020 в 09:50, Обновлено 16 сентября 2020 в 09:51

Несколько коротких правил

       Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

Признавайте права ребенка на ошибки.

Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

«Как справиться с тревожностью»

     В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Тревожность бывает ситуативной (проявляется только при определенных обстоятельствах, например, когда ребенок выступает перед зрителями на празднике или когда подходит к кабинету врача) и общей (проявляется во многих различных ситуациях).

Критерии определения тревожности у ребёнка.

Постоянное беспокойство

Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо

Мускульное напряжение (Например, в области лица, шеи)

Раздражительность

Нарушения сна.

Чтобы было основание предположить, что ребёнок, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

Очень часто в детском саду встречаются случаи тревожности у детей по поводу разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трёх лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребёнок в старшей группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.

Критерии определения тревожности по поводу разлуки.

Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

Постоянное и чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

Постоянное и избыточное беспокойство, что какое-либо событие приведёт его к разлуке с семьей.

Постоянный отказ идти в детский сад.

Постоянный страх остаться одному.

Постоянный страх идти одному спать.

Помощь тревожному ребёнку

Чаще хвалить ребёнка за его малейшие успехи.

Не надо заставлять ребенка выполнять то задание, которого он боится, лучше последовать за его интересами. Дать возможность проявить свою успешность в другом виде деятельности.

Во время группового сбора воспитатель и дети должны как можно чаще обращаться к нему по имени.

Желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию. Техника глубокого дыхания, просто растирания тела.

Так как тревожный ребенок боится вступать в новые виды деятельности, лучше придумывать для него игры и задания на основе уже имеющегося материала, знакомого ему.

Для утверждения своего «Я» можно выполнять с тревожным ребенком упражнения перед зеркалом: пусть он, глядя в глаза своего отражения, обращается к нему с вопросами, просьбами и сам отвечает на эти вопросы.

Необходимо избегать таких видов деятельности, которые принуждают Вас сравнивать их с окружающими.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость.

Для тревожных детей полезными могут оказаться игры на доверие, в процессе которых они будут учиться брать на себя ответственность и доверять окружающим.

Если Вы обращаетесь с просьбой или вопросом к тревожному ребенку, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня Ваших глаз.

При любой возможности давайте ребенку знать, что верите в его успех, однако слова Ваши должны быть искренними, так как дети очень тонко чувствуют ложь.

Игры с мячом развивают быстроту реакции тревожного ребенка, повышают его уверенность в своих силах.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй поможет ребенку выразить словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ И ДЫХАНИЕ:

Упражнение «Воздушный Шарик»

Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно (чтобы шарик не лопнул) через приоткрытые губы надувайте его. А теперь покажите свои шарики друг другу.

ПРИМЕЧАНИЕ: упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнение «КОРАБЛЬ И ВЕТЕР»

Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик.

ПРИМЕЧАНИЕ: Упражнение можно повторить 3 раза

Упражнение «ПОДАРОК ПОД ЕЛКОЙ»

Представьте, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. А когда будете выдыхать, откройте глаза. Улыбнитесь: о, чудо! Долгожданная игрушка перед вами!

ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ.

Этюд «ШТАНГА»

Ребенок изображает, что поднимает "тяжелую штангу". Потом бросает ее. Отдыхает. И снова за работу

Этюд «СОСУЛЬКА»

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

Этюд «ШАТАЙ-БОЛТАЙ»

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклонить корпус тела вниз.

ЧТО ТАКОЕ ТИКИ?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

ВИДЫ ТИКОВ У ДЕТЕЙ

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Тики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

ПРИЧИНЫ ТИКОВ У ДЕТЕЙ

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей:они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

КОГДА НЕОБХОДИМО ЛЕЧИТЬ ТИКИ У ДЕТЕЙ?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

ПРОФИЛАКТИКА ТИКОВ У ДЕТЕЙ

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Удачи Вам и Вашим детям!

Конфликты в семье – беда для ребенка

Конфликты в любой, даже очень дружной, любящей семье неизбежны. Совместная жизнь достаточно сложна и длинна, для того чтобы мнения и желания всегда совпадали. Более того, конфликты необходимы, чтобы «двигать», развивать семейные отношения, да и личности самих супругов. Благодаря конфликту в семье могут появиться новые цели, нормы поведения,  семейные ценности. Возможен и другой вариант — взаимные обиды, душевная боль, разрушение отношений, а порой и распад семьи. Какой исход примет тот или иной конфликт, зависит исключительно от способов его разрешения.

В психологии принято выделять два способа разрешения конфликтов: конструктивный и неконструктивный. При конструктивном поведении в конфликтной ситуации конфликта как такового не возникает, люди успешно договариваются. Неконструктивные тактики приводят к  тому, что человек либо жестко «стоит на своем», не останавливаясь ни перед чем, либо проявляет излишнюю уступчивость в ущерб своим интересам. Если говорить о жизни в целом (семейной, профессиональной), то наиболее эффективно, если человек умеет гибко применять разнообразные стратегии: где-то пойти на компромисс, где-то уступить, а в нужный момент настоять на своем.  

Основная «беда» неконструктивных способов разрешения конфликтов в том, что, как правило, этот процесс сопровождается повышением тона, психологическим давлением, унижением и другими не очень приятными обстоятельствами. Порой взрослые настолько погружаются во взаимные оскорбления, желания причинить вред другому, уязвить, что решение проблемы становится невозможным, а «первопричина» конфликта забыта. Конечно, такие способы поведения всегда вредоносно сказываются не только на самих конфликтующих, но и на тех, кто становится невольным участником подобных «сражений», на детях. 

Первый социум, в который попадает новорожденный ребенок, — это его семья. Все, что происходит внутри семьи, для маленького человечка является образцом, эталоном поведения, не терпящим альтернативы. Здесь он осваивает навыки межличностного взаимодействия по примеру подражания родителям,  в т.ч. и способы поведения в конфликтных ситуациях. По законам нормального психического развития у ребеночка (где-то в 2–3 года) появляется стремление к самостоятельности. Какими способами он будет отстаивать свои желания и потребности  при столкновении их с родительскими интересами? Ответ прост — теми, которые ему не раз демонстрировали мама, папа, бабушки и дедушки. Других вариантов он пока не видел, а значит — не знает. Родители искренне недоумевают: «Откуда?!» А главное — очень действенно применить к маме ее же методы. 

Далее малыш приходит на детскую площадку, в детский садик, где ему приходится активно взаимодействовать с другими детишками. И здесь отнимая, покорно отдавая, колотя лопаткой по голове соседского мальчишку, со слезами и жалобами обращаясь к маме и т.д., ребенок применяет усвоенные и успешно апробированные в семье способы поведения в конфликтной ситуации. «Отдай, надо делиться, возьми другую!» — учит мама, привыкшая всегда настаивать на своем. Только почему-то «не слушается» ее ребенок — толкает и с криком вырывает понравившуюся игрушку…  Получается как в анекдоте: «делай не как я делаю, а как я говорю». Однако в жизни невозможно добиться, да-да, даже добиться (от корня «бить») подобного результата.

Когда же ребенок в полной мере освоит речь, он будет ругаться именно теми словами, которыми пользовались его родители, потому что именно за этими словами закрепилась «ругательная» или «обидная» функция. Бывает, приходит мама с ребеночком на прием, в процессе общения ребенок очень естественно употребляет какое-либо неприличное слово. Возмущенная мама считает своим долгом немедленно заняться нравственным воспитанием ребенка: «Разве так можно говорить! Где ты таких слов нахватался? Наверное, из детского сада принес!» Очевидно, что подобные слова являются «нормой» в семье, и ребенку непонятно, почему неоднократно употребляемые дома относительно кого-либо из членов семьи или самого ребенка они  сейчас вызывают у мамы такую реакцию. 

Кроме того, если ребенок видит, что родители (бабушки, дедушки, с кем преимущественно находится ребенок) часто конфликтуют, ругаются, даже по пустякам, выясняют отношения, этот способ взаимодействия в его сознании закрепляется как абсолютно адекватный и приемлемый. Этот же способ будет использоваться ребенком при общении с окружающими людьми и за пределами семьи.  Брань, стремление уязвить, причинить душевную боль, возмутить спокойствие, устроить склоку становятся нормой поведения при общении с одноклассниками, коллегами по работе, супругом в будущей семье ребенка. 

По примеру подражания крик превращается в «нормальный» тон общения. Вечно орущей маме в голову не приходит, почему ребенок не может ее послушаться и начать разговаривать спокойным тоном, тем более что она не раз ему говорила, что кричать плохо и нельзя. Не работает: «делай не как я делаю, а как я говорю».

На практике приходится сталкиваться с отсутствием у родителей навыков общения, которые компенсируются постоянным выяснением отношений между собой, подменяющим полноценное общение, создавая иллюзию эмоциональной близости. Ребенку в этом случае приходится очень сильно «постараться», чтобы привлечь внимание отпустивших себя в процесс взаимных претензий родителей. Когда простые способы, такие как истерики, «плохое» поведение, школьная неуспеваемость, не срабатывают, в ход идет тяжелая артиллерия — серьезные соматические заболевания, вынуждающие родителей повернуться к ребенку.   

Бывает, что взрослые избегают прямого столкновения, и конфликты  с участием родителей протекают не так бурно, а итогом может стать хлопнутая дверь и дни молчания. Даже если все произошло быстро и тихо, эмоции никуда не денешь. Ребенок с рождения бессознательно считывает актуальное эмоциональное состояние близких.  Положительный эмоциональный настрой, спокойствие матери являются источником возникающего у ребенка чувства защищенности (все хорошо, ты в безопасности). Испытываемые матерью негативные эмоции (злость, страх, обида, боль и т.д.) сигналят — «что-то не так», «рядом опасность», формируют повышенную тревожность у ребенка как личностную черту. В раннем детстве такой ребенок будет беспокойным, сильно привязан к матери, криком будет удерживать ее рядом с собой. Конечно, если с матерью небезопасно, то без нее и подавно «ужас и смерть». 

Бытует мнение, что детей необходимо ограждать от взрослых проблем, но порой оно принимает гипертрофированные формы. Мама поругалась с папой, бабушкой или по другой причине испытывает негативное эмоциональное переживание, на глазах слезы. Подходит ребеночек и спрашивает: «Почему ты плачешь?» Чтобы сделать «лучше для ребенка», мама отвечает: «нет, я не плачу, тебе показалось», «лук резала», «все хорошо, видишь, я уже улыбаюсь» и т.д. И все бы ничего, но ребенок уже бессознательно считал — «маме плохо», а мама говорит совсем другое. Возникает вопрос, чему верить — себе, своей интуиции  или тому, что говорят значимые взрослые? Не только говорят, но и убеждают, приводят километры логических доводов. Постепенно ребенок перестает верить себе, чувствовать себя, а ориентируется исключительно на то, что говорят значимые другие. Такой ребеночек во взрослой жизни обречен на зависимое поведение, потому что на себя опереться не может — просто не чувствует. 

Существует еще один вид конфликта, о котором хотелось бы сказать, это внутриличностный конфликт, сопровождающийся острым внутренним недовольством собой, своей жизнью. Очень часто такая неудовлетворенность и тем более ее источники находятся за пределами сознания человека, а субъективно она ощущается как недифференцируемый дискомфорт: «что-то не так» или  «все не то, а что именно, не знаю».  Такие люди сильнее подвержены раздражению, обиде, злости. А главное, внутренняя неудовлетворенность собой будет искать выход и проецироваться вовне в виде постоянного недовольства всем и вся, бесконечных придирок, эмоциональных срывов. Теперь представим, что мама, воспитывающая малыша, имеет внутреннюю неудовлетворенность какой-либо сферой своей жизни: отношениями в семье, не может себя реализовать, профессионально неуспешна и т.д. Куда ей девать накопившуюся годами неудовлетворенность? Это страшно, но ребенок оказывается единственной возможностью безнаказанно слить поток негативных эмоций. Споткнулся, упал в лужу двухлетний малыш, мама жестко выдергивает его за руку и разъяренно кричит, что, мол, и свинья, и все нервы вытрепал, и все назло делает. Конечно же, падение ребенка не может вызвать такую бурю эмоций. Очевидно, что их источник кроется во внутренней неудовлетворенности. Эта «буря» уже была готова и лишь ждала малейшего повода вырваться наружу. Имея ребенка, поводов всегда будет достаточно. Как себя будет чувствовать ребенок — «самая большая неприятность», а как он будет себя вести с окружающими?

Детские страхи: причины и последствия

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

 Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

- Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

- Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

- Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Профилактика насилия в семье

Уважаемые родители! «Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно.

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

 Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. 

·   Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

·     Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

·     Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

 К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

·  Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

    К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране множество детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год есть случаи, где  дети избиваются родителями,  несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.  Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.

   Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет  вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

    Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

  Помните,что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Уважаемые родители! Разумно любите своих детей, создавайте комфортные условия для них!

Памятка для родителей по профилактике насилия в семье

·         Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

·         Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

·         Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

·         Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

·         Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

·         Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

·         Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

·         Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

·         Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

    Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Перед ребенком, который начал посещать детский сад, возникает проблема изменения уже сформированного поведенческого стереотипа, обусловленная изменением привычных условий жизни и установлением новых социальных связей. Часть детей входит в новую обстановку почти без проблем, и слезы, вздохи и тяжелая утренняя разлука с родителями продолжаются только в первые несколько дней. Некоторые переживают негативные эмоции несколько дольше – 3-10 дней. А у других процесс адаптации к детскому саду растягивается на две-три недели.

  Чтобы негативные эмоции не помешали ребенку в период овладения новыми способами жизнедеятельности, очень важно сформировать у него положительное ожидание, связанное с посещением детского сада. Не  стоит пугать ребенка детским садом: «Не будешь слушаться - отдам в детсад», а впоследствии, когда он уже посещает его, угрожать оставить его там, если не перестанет плакать или капризничать. Это вызовет у ребенка боязнь перед пребыванием в доу, удлинит процесс адаптации, а о будущем посещении детского сада надо говорить дома, как о хорошем событии.

  Спокойной и уверенной адаптации малыша в детском саду способствует осведомленность о жизни в нем. Необходимо познакомить сына или дочь с воспитателем группы, поговорить с ним так, чтобы ребенок слышал, что он уже подрос и будет посещать детский сад, где обо всех малышах заботится добрая, отзывчивая воспитательница, которая гуляет и играет с ними; пусть малыш также познакомится с детьми, с помещением группы, с игрушками, и, поощряемый взрослыми проявит интерес к окружающим. Дома следует вызвать у него приятные воспоминания от увиденного, желание побыстрее пойти в детский сад. Перед тем как идти в детсад нелишне, договорившись с заведующей и педагогом, несколько дней погулять с ребенком на его территории.

Не обязательно в первый день оставлять ребенка в группе до вечера: длительное пребывание в незнакомом окружении еще тяжеловато для него. Лучше постепенно удлинять время пребывания в детском саду. Пусть первый раз он пробудет в новом коллективе 1,5 - 2 - 2,5 часа.

 А еще неплохо, чтобы этот первый день в детском саду выпал на середину недели, ближе к выходным. И пусть бы это было (при возможности) весной, летом или ранней осенью. В это время дети много гуляют, а ситуация прогулки-привычная для них.

 Родителям не следует забывать также о такой особенности малышей, которую можно назвать «заражением эмоциями»: заплакал кто-то один, а за ним, смотри, еще несколько заплакали среди тех, чей детсадовский «стаж» короткий. Подобная «цепная реакция», конечно, негативно влияет на психофизическое состояние ребенка, а потому справедливо заранее узнать, сколько новичков придет в группу в течение недели и когда именно их приводить. Если это будет утром, то лучше привести своего малыша во второй половине дня. Когда новоприбывших окажется трое-четверо и больше, посещение дошкольного учреждения целесообразно отложить на следующую неделю.

4.Кроме официального имени ребенка, воспитателям полезно знать его «домашнее» имя. Ведь, может произойти, в группе окажется несколько Артемов или Олечек, поэтому Сашуля, Люся? Зайчик, Солнышко охотно будут отзываться на привычные для них обращения.

 Обсудив поведение малыша в первый день, стоит договориться о продолжительности его пребывания в саду на следующий день. Вечером дома стоит отпраздновать начало детсадовской жизни и ознакомить всех членов семьи с тем, как прошел день, и чем он был интересен ребенку.

 В дальнейшем следует чаще советоваться с воспитателем, анализировать с ним поведение и настроение ребенка. Если будет замечено, что он немного утомился, пусть несколько дней приходит в сад только на прогулку. Определенные неудобства от этого (временные) компенсируются осознанием главной пользы такого варианта режима: сохранение физического и психического здоровья малыша, его позитивного отношения к дошкольному учреждению.

 Факторы, которые непосредственно влияют на процесс адаптации ребенка к детскому саду :

 - взаимное соответствие режимов, по которым живет ребенок дома и в дошкольном учреждении;

 - определенная самостоятельность в бытовом обслуживании (по возрасту);

 - уровень умственного развития.

 Поскольку ребенок уже привык к характеру и ритму домашней жизни, необходимо заранее ознакомиться с режимом, по которому живет его возрастная группа. Это ослабит возможный физиологический дискомфорт в случае несовпадения режимов. Может быть так: ребенку предлагают есть, а он не голоден; проходит немного времени, и у него возникает чувство голода, поэтому он и начинает капризничать, или едва не засыпает за обедом, а перед тем, на прогулке, плакал, был возбужден, потому что хотел есть, иногда совпадение ощущений голода и усталости может стать двойным источником раздражения.

 Следовательно, не менее чем за 2,5 - 2 месяца (а то и полгода - год) к тому времени, когда ребенок начнет посещать дошкольное заведение, родители должны выяснить, по какому режиму живет группа детского сада, которая соответствует ему по возрасту. Можно посетить ближайший детский сад, если далеко идти к тому, который выбран.

 Если домашний режим и режим детского сада имеют одинаковую последовательность в проведении режимных моментов, а не совпадают во времени где-то на 20 - ЗО минут, этому достаточно легко помочь. Но если оба режима кардинально отличаются во времени и последовательности режимных моментов, здесь есть над чем работать. Постепенное сближение режимов обеспечит ребенку физиологически комфортное пребывание в детском саду, особенно в период адаптации к нему.
В некоторых семьях взрослые еще ​​долго считают ребенка маленьким, не хотят и не умеют замечать, что он стал старше, слишком опекают и, блокируют развитие его самостоятельности. Иногда, стремясь сэкономить время, родители спешат сами одеть и накормить малыша, чем сдерживают формирование у него необходимых практических умений. Это не совсем правильно и ребенок привыкает быть «беспомощным»

 Так какими культурно-гигиеническими навыками должен овладеть трехлетний ребенок?

 Программы воспитания в дошкольном учреждении предусматривают, что трехлетний ребенок должен уметь:

 - опрятно и самостоятельно есть; тщательно пережевывать пищу; пользоваться салфеткой; не крошить хлеб; не разливать суп; выходить из-за стола, только закончив есть; благодарить;

 - закатывать рукава во время умывания; мыть руки и лицо, не разбрызгивая воды и не обливая одежду; вытирать руки и лицо полотенцем; вешать его на место;

 - своевременно пользоваться носовым платком; туалетом; быть опрятным; причесываться; замечать и устранять самому или с помощью взрослых беспорядок в наряде;

 - самостоятельно или с незначительной помощью взрослого одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки; самостоятельно снимать одежду и обувь; аккуратно складывать одежду;

 - утром или после дневного сна помогать взрослым застилать постель.

 Если ребенок приучен самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться и опрятно есть, пользоваться носовым платком, то он будет чувствовать себя в новых условиях значительно легче и увереннее, чем беспомощный неумеха.

Уважаемые родители, уверенность в себе играет заметную роль в формировании положительного эмоционального отношения ребенка к детскому саду.

Как подготовить ребенка к обучению к школе

Шаг 1. Научить ребёнка концентрировать внимание (развитие внимания ребёнка)

Почему именно умение концентрировать внимание мы назвали первым шагом к отличной учебе? Это объясняется тем, что внимание задействовано во всех познавательных процессах (память, мышление): только сосредоточившись, можно решить задачу или запомнить стихотворение.

Без умения концентрироваться и без развития других свойств внимания невозможна никакая успешная деятельность, в том числе и учебная. Многие наши пробелы в знаниях объясняются именно невнимательностью: мы имели возможность узнать что- то новое, но прослушали объяснение, отвлеклись, не обратили внимания. Поэтому очень важно формировать и развивать внимание именно в младшем школьном возрасте, когда для этого возникли все предпосылки и психика ребенка максимально восприимчива к процессу изменения разных его свойств. Отметим, что у детей хорошо развито непроизвольное внимание: их мгновенно привлекает все яркое, эмоциональное, громкое, интересное. Но учеба требует развития произвольного внимания: усилием воли необходимо заставить себя сосредоточиться, сконцентрироваться на выполнении задания. Если не научить этому ребенка, то возникнет ряд трудностей и препятствий на пути к школьным успехам. По мнению учителей начальных классов, слабая концентрация внимания приводит к пропускам букв в письменных работах, к «грязи» и постоянным исправлениям в тетрадях, к непониманию объяснения с первого раза, к регулярному забыванию дома необходимых школьных принадлежностей. А вот уже и сами родители делают замечания сыну или дочери за неправильно или вовсе незаписанное домашнее задание. Поэтому, не дожидаясь проблем с учебой, давайте с помощью системы игр и упражнений учить детей концентрироваться, а также развивать другие свойства внимания, о которых расскажем далее. В играх, представленных на нашем сайте, используются буквы, цифры, слова, тексты, геометрические фигуры — все, что актуально для ученика, с чем он сталкивается ежедневно в ходе своей учебной деятельности. Важно проводить игры систематически (по 15— 20 минут несколько раз в неделю в течение всего учебного года), чередуя их с подвижными играми на внимание.

Шаг 2. Научить ребёнка запоминать (Развитие памяти)

Человек запоминает только то, на что он обратил свое внимание. Сконцентрировать внимание на объекте — значит сделать первый шаг к его изучению. Второй шаг в этом направлении — запомнить изучаемый материал. Чем качественнее и лучше будет запоминание, тем надежнее сохранится информация в памяти и тем точнее будет ее воспроизведение. Ведь процесс обучения требует усвоения большого объема новых знаний и умений. Поэтому необходимо интенсивно развивать у ребенка различные виды памяти (двигательную, эмоциональную, образную, слуховую, зрительную, словесно-логическую). Если у ребенка возникают трудности с пересказом текста, с таблицей умножения, если он часто исправляет написанное в тетради или постоянно переспрашивает учителя, то с ним обязательно нужно выполнять специальные упражнения. В процессе тренировок вы увидите, какой вид памяти (например, зрительная или слуховая) у ребенка «хромает», и сможете выбрать наиболее подходящие для него игры и задания.

Шаг 3. Учимся логически мыслить (развитие логического мышления)

В начальной школе у ребенка происходит постепенный переход от наглядно-образного типа мышления к словесно-логическому. Это очень важный процесс, позволяющий маленькому ученику успешно справляться с различными видами учебных заданий и в своем развитии двигаться от владения понятиями к суждениям о них, затем к рассуждениям и, в конце концов, к умозаключениям. Необходимо, чтобы ребенок овладел умением выполнять различные мыслительные операции. Иначе он может испытывать трудности при решении математических задач, при выделении корня в однокоренных словах, при пересказе текста, особенно кратком, требующем умения выделять главное, при составлении плана, при устных ответах на уроках и др. Поэтому развитие логического мышления — это важнейший шаг на пути к отличной учебе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.