Памятка для педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического здоровья
Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями.
Общие рекомендации.
1.Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения.
2.Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
3.Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
4.Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
5.Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
6.Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
Тактика поведения с учениками (стратегии).
1.Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
2.Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
3.У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
4.Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
5.Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
6.Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
7.Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
8.Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
9.Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
10.Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
11.Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
12.Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что, только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
13.Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
14.Хвалите учеников за их хорошее поведение.
15.Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:
- Создавайте в классе, в школе благоприятный психологический климат;
- Воздействуйте на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
- Не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
- Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
- Требуя, учитывайте реальные возможности ребёнка;
- Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
- Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
- Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
- Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
- Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
- Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
- Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
- Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
- Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
РАБОТА НА УРОКЕ
- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;
- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
- новый материал нужно давать порциями;
- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
- наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке
Психолого-педагогические рекомендации
по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
· Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
· Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
· Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
· Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
· Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
· Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
· Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
· Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
· Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
· Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
· Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. За внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок
· Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. Цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия
· Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается
· Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:
- Опираться на сильные стороны ученика.
- Избегать подчёркивания его промахов.
- Показывать, что вы удовлетворены учеником.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
- Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
- Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
- Уметь взаимодействовать с учеником
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ученика.
- Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
- Демонстрировать оптимизм.
ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:
Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым
Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины
Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным
НО:
Ребёнка хвалят – он учится быть благородным
Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя
Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других
Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым
Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире
ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:
- Не убеждать, а понимать;
- Не контролировать, а стимулировать;
- Не навязывать, а высказывать;
- Не приказывать, а советовать;
- Не подменять, а доверять;
- Не уничтожать, а ровнять;
- Не руководить, а участвовать;
- Не навязывать, а выбирать;
- Не окриком, а юмором;
- Не обвинять, а защищать.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:
1.Принимать ребёнка таким, какой он есть.
2.Исходить из интересов ребёнка.
3.Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
4.Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
5.Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6.Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
7.Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
8.Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты, … ).
9.Избегать переутомления ребёнка.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:
I. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
II. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
III. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
IV. Наказания не должны унижать ребёнка.
V. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
VI. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
VII. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
VIII. Развивать способность к эмпатии.
IX. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
X. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
XI. Учить брать ответственность на себя.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9.Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
УСПЕХОВ в работе!!!
Рекомендации для учителей
«Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения и воспитания»
Учащиеся с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью часто относятся учителями к категории неуспевающих школьников. У таких детей с первых месяцев обучения в школе появляются затруднения в усвоении учебного материала с одной стороны в силу незрелости эмоционально-волевой сферы (они готовы выполнять лишь то, что непосредственно связано с их интересами), с другой стороны, из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития (у данной категории детей отмечается недостаточный для их возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности). Итак, затруднения в обучении детей с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью связаны с незрелостью личности и особенно мотивационной сферы, с несформированностью учебных интересов и преобладанием игровых.
Классы интегрированного обучения и воспитания объединяют разных детей, зачастую очень отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания – создание таких условий, чтобы все дети могли контактировать друг с другом, чтобы все учащиеся класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый ученик по мере своих способностей был включен в общий образовательный процесс. Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно носит воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.
Особую сложность для учителя класса интегрированного обучения и воспитания представляют планирование и проведение уроков в таком классе. Ниже приведена структура урока (при внутренней дифференциации), которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока при внутренней дифференциации
Этапы урока
Методы и приемы
Организация работы по программе общего среднего образования
Организация работы по специальной программе
Организационный этап (словесный – слово учителя) он общий для всех детей класса
Проверка домашнего задания (словесный – беседа), практический – работа с учебником, по карточкам):
Фронтальный опрос
Проверка и взаимопроверка
Индивидуальная проверка
Повторение изученного материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):
Беседа, письменное и устное выполнение упражнений
Работа по карточкам
Подготовка к восприятию нового материала (словесный – беседа):
Беседа
Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе
Изучение нового материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):
Объяснение нового материала
Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)
Закрепление изученного (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):
Выполнение упражнений. Проверка
Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам
Итог урока (словесный – беседа) общий для всех детей класса
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Словесный (слово учителя):
Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием
Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя класса интегрированного обучения и воспитания продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий учащегося, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся, занимающимся по специальным программам, и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по программе общего среднего образования.
При обучении детей, имеющих нарушения интеллекта, в интегрированном классе учитель нуждается в адресном (прежде всего рассчитанном на учеников) дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи составляют учебно-методические и дидактические комплекты.
Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:
- Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
- Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
- Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Рекомендуемые приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
- Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Рекомендуемые приемы:
Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
- В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Формирование эмоционально волевой сферы учащихся с ОПФР
Формирование эмоционально волевой сферы учащихся с ОПФР
Формирование эмоционально волевой сферыявляется одним из важнейших условий становления личности ребенка с ОПФР, социальный опыт которого необходимо непрерывно обогащать.
Эмоции – (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную), реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Они связаны с удовлетворением (положительные) или неудовлетворением (отрицательные) различных потребностей организма.
Эмоции могут многое рассказать о ребенке. Первое, на что обращает внимание учитель в общении с ребенком, – это общее состояние ребенка: возбужденное, нормальное или угнетенное. Возбужденное состояние характеризуется, как правило, высоким пронзительным или дрожащим голосом, сменой скорости и темпа речи, разрывом слов. Мимика, речь, интонации дополняются жестами, позами, состоянием одежды. Связывая эмоции и поступки ребенка в единое целое, педагог может составить представление о характере, духовно-культурном потенциале, воспитанности и др. качествах ребенка.
В.П. Кащенко в начале ХХ в. были выделены следующие недостатки характера ребенка, имеющего личностные нарушения, преимущественно эмоционально обусловленные:
- неустойчивость, противоречивость;
- повышенная возбудимость аффектов;
- сильная острота симпатий и антипатий к людям;
- импульсивность поступков;
- исступленный гнев;
- пугливость и болезненные страхи (фобии);
- пессимизм и чрезмерная веселость;
- равнодушие, безучастность;
- нечистоплотность, педантизм.
Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков:
- Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка. В.В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности. Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, «застреванию» на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации.
- К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Рассмотрим сущность эмоциональных состояний, которые способны вызвать у детей девиантное и даже деструктивное поведение. Американский Психолог Д. Келли (1905–1967) выделил четыре таких эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность. Рассмотрим их характеристики.
Тревога – смутное чувство неопределенности и беспомощности. Наступает тогда, когда ребенок переживает событие, которое он не может ни понять, ни предвидеть. Способ помощи – объяснение, что никакой реальной угрозы для него на самом деле не существует.
Вина – чувство дискомфорта, когда интерпретируются действия ученика, как неудачные или неправильные. Происходит разрушение статуса и роли ученика, с помощью которых он сохранял с окружающими оптимальные отношения. Часто на основе чувства вины ученики пытаются скрыть свои неблаговидные поступки. Это чревато развитием лживости, безответственности и др. негативных качеств.
Угроза – предстоящее событие, могущее изменить существование ребенка. Дети воспринимают ее как возможность наказания. Угрозы обычно плохо отражаются на состоянии ребенка, могут вызывать различные нервные расстройства. Наиболее распространенные способы избегания угрозы наказаний – уйти из класса, убежать из школы и т.д.
Враждебность – склонность вести себя мстительно по отношению к другим, как стремление причинить им вред, ущерб. Ребенок чувствует себя удовлетворенным лишь тогда, когда его цель будет достигнута. Если же цель не достигается, он проявляет агрессию, производит разрушительные действия. В основе коррекции этого состояния – изменение внутренней установки ребенка, устранение неправильных отношений и представлений.