ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
«ПОИСК»
Государственного учреждения образования
«Мядельская средняя школа №2»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Научное общество учащихся (далее – НОУ) «Поиск» — добровольное творческое объединение учащихся и педагогов Государственного учреждения образования «Мядельская средняя школа №2», которые стремятся к глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской, изобретательской, опытно-экспериментальной работы.
1.2. Работа НОУ осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми актами и инструктивными письмами Министерства образования Республики Беларусь, приказом директора учреждения образования, а также настоящим Положением.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НОУ
2.1. Целью деятельности НОУ является планомерное развитие, повышение уровня и качества, обеспечение популяризации исследовательской и проектной деятельности учащихся в различных областях науки.
2.2. Задачи НОУ:
формирование навыков исследования как одного из способов познания окружающего мира на основе привлечения учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
обеспечение оптимальных условий для осуществления научно-исследовательской деятельности учащихся, творческой самореализации в ней, развития интеллектуально-творческого потенциала членов НОУ;
содействие профессиональному самоопределению учащихся;
формирование активной жизненной позиции, научного мировоззрения членов НОУ;
формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с информацией;
разработка и реализация исследовательских проектов, их публичная защита;
воспитание гражданской активности, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
2.3. Принципы работы НОУ:
интегральности – объединение и взаимовлияние учебной деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
непрерывности – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
2.4. Направления деятельности НОУ:
исследовательская деятельность учащихся;
информационная поддержка исследовательской работы членов НОУ;
научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся;
психолого-педагогическое сопровождение членов НОУ;
обеспечение участия членов объединения в интеллектуально-конкурсных мероприятиях для представления результатов исследовательской работы;
популяризация деятельности НОУ.
3. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
3.1. НОУ состоит из 4-х возрастных групп:
дошкольники – 5-7 лет, старшая группа;
младшая – 1-4 классы;
средняя – 5-8 классы;
старшая – 9-11 классы.
3.2. Первичной организацией НОУ является секция.
3.3. НОУ включает 4 секции: общественно-гуманитарная, естественно-математическая, младших школьников, дошкольного образования.
3.4. Во главе каждой секции стоит руководитель (специалист-преподаватель).
3.5. Руководители секций планируют и организуют работу секций.
3.6. Занятия в секциях НОУ проводятся 1 раз в месяц.
3.7. Занятия в секциях должны обеспечивать:
здоровьесбережение;
мотивационную готовность учащихся к исследовательской деятельности;
самостоятельное приобретение знаний;
развитие интеллектуально-творческих способностей;
субъект-субъектный характер отношений между преподавателем и учащимися;
рефлексивную деятельность участников занятия.
3.8. Высший орган НОУ – заседание, принимающее решения по основным вопросам организации и содержания работы НОУ.
3.9. На заседании утверждается название, эмблема, девиз, кодекс чести членов НОУ, структура объединения, план работы на учебный год, определяется состав секций НОУ, принимаются решения, определяющие деятельность НОУ.
3.10. Общее руководство НОУ осуществляет куратор – заместитель директора учреждения образования по учебной работе.
4. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
4.1. Содержание работы НОУ определяется:
удовлетворением личных интересов участников НОУ в решении проблем в определенной области науки.
4.2. Работа НОУ осуществляется в следующих формах:
индивидуальных: индивидуальные консультации (научное консультирование), работа над темой научного исследования под руководством научного руководителя в соответствии с планом индивидуальной работы;
секционных: групповая консультация, обсуждение, практикум, лабораторная работа, исследовательский лабораторный практикум, производственный практикум, научно-познавательная игра, тренинг, ролевой тренинг, игровое проектирование, деловая игра, «мозговой штурм», игра «дебаты», дискуссия, библиотечно-библиографический урок, экскурсия (в музеи, выставочные залы, библиотеки, на предприятия и др.), посещение научных лабораторий, лабораторные практикумы в вузах, защита исследовательских работ, проектов и др.;
массовых: научно-практическая конференция, конкурс, научно-исследовательская экспедиция, обзор научной и научно-популярной литературы, научный лекторий, фестиваль интеллектуально-творческих работ, лекция, проблемный семинар, «круглый стол», дискуссионная гостиная (клуб), публичные (научные) чтения, презентация творческих достижений, День науки, День научного творчества, интеллектуальный марафон, школа компьютерного дизайна, встреча (с учеными, сотрудниками библиотек, музеев, архивов и др.), смотр, смотр-конкурс, слет, выставка интеллектуально-творческих работ учащихся и пр.
4.3. Основные методы обучения членов НОУ:
проблемно-поисковые: исследовательский, эвристический, проблемное изложение и др.;
логические: индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические, аналогий и пр.;
самостоятельной работы учащихся с литературой, приборами и др.
методы формирования интереса к учению: учебные дискуссии, познавательные игры, анализ конкретных ситуаций и пр.;
словесные: лекция, беседа и др.;
наглядные: иллюстраций, демонстраций и пр.;
практические: проведения опытов, выполнения упражнений и др.;
самоконтроля.
4.4. Формы представления результатов работы НОУ, секций и членов НОУ:
банк научно-методических материалов;
информационно-методическая база;
информационный сайт о работе НОУ;
электронное издание и программные продукты;
виртуальная выставка лучших исследовательских работ учащихся;
издание;
сборник публикаций;
публикация;
видеофильм;
аудио-и видеопособия;
словарь;
атлас;
справочное издание;
исследовательская работа;
исследовательский проект;
доклад;
мультимедийная презентация;
творческий отчет;
прибор;
макет;
модель и др.
5. ЧЛЕНСТВО, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ
5.1. Членами НОУ являются учащиеся учреждения образования, занимающиеся исследовательской, проектной деятельностью, имеющие высокий научный потенциал, победители и дипломанты школьных, районных, областных, республиканских интеллектуально-конкурсных мероприятий.
5.2. Учащиеся включаются в состав членов НОУ (в соответствии с пунктом 5.1. данного Положения) на основании рекомендаций педагогов учреждения образования.
5.3. Члены НОУ имеют право:
вносить предложения по совершенствованию работы НОУ;
принимать участие в общих собраниях НОУ;
иметь руководителя исследовательской работы;
выбрать тему исследовательской работы и форму представления результатов исследования,
выбрать режим выполнения исследовательской работы в пределах необходимой целесообразности;
получать у руководителя необходимые для проведения исследования консультации, иметь индивидуальный график их проведения;
получать консультации по теме проводимого исследования, рецензию на исследовательскую работу;
принимать участие в секционных и массовых формах работы НОУ;
свободно использовать результаты собственной исследовательской работы в соответствии с действующим авторским правом.
5.4. Члены НОУ обязаны:
участвовать в работе одной из секций;
самостоятельно углублять знания в избранной области науки;
планировать и осуществлять исследование под руководством руководителя;
выполнять исследование в соответствии с утвержденным планом в порядке, установленном руководителем;
оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями;
докладывать о результатах исследования на заседании секции НОУ;
принимать участие в интеллектуально-конкурсных мероприятиях с представлением результатов проведенного исследования;
соблюдать режим работы учреждения, на базе которого осуществляется исследование;
соблюдать установленные правила техники безопасности при использовании оборудования в процессе выполнения лабораторных и экспериментальных работ.
5.5. Членство в НОУ прекращается в следующих случаях:
по собственному желанию учащегося;
по окончании обучения в учреждении образования;
при невыполнении обязанностей члена НОУ.
6. СОТРУДНИЧЕСТВО
6.1 Взаимодействие НОУ и других учреждений, организаций и физических лиц строится на основании данного Положения.
6.2. Объединение может выполнять заказы учреждений и организаций на решение проблем научно-практического характера, участвовать в совместных научных разработках.
6.3. Для руководства работой секций НОУ и научно-исследовательских работ учащихся, проведения занятий и интеллектуально-конкурсных мероприятий с членами НОУ могут привлекаться специалисты вузов, музеев, архивов, библиотек и других образовательных, научных учреждений и учреждений культуры, производственных организаций.
6.4. Для проведения исследований учащихся может использоваться материальная база других учреждений и организаций.
6.5. Формы сотрудничества НОУ с физическими лицами, учреждениями и организациями республики:
научно-практическая конференция;
конкурс;
презентация творческих достижений;
защита исследовательских работ, проектов;
научно-исследовательская экспедиция;
интеллектуальный марафон (в том числе и в режиме on-line);
научные чтения;
встреча с учеными;
День науки;
День научного творчества;
научный лекторий;
лекция;
проблемный семинар;
«круглый стол»;
дискуссия;
обзор научной и научно-популярной литературы;
исследовательский лабораторный практикум;
производственный практикум;
экскурсия (в музеи, выставочные залы, библиотеки, на предприятия и др.);
посещение научных лабораторий;
научное консультирование (индивидуальное, групповое);
работа над темой научного исследования;
дистанционное обучение и др.
6.7. Сотрудничество НОУ осуществляется с целью привлечения специалистов других учреждений науки и культуры, образовательных учреждений, производственных организаций к осуществляемым учащимися исследованиям, популяризации деятельности объединения и исследовательской работы его членов, ознакомления учащихся с достижениями и тенденциями развития современной отечественной и зарубежной науки.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ И ПООЩРЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
7.1. Основными показателями результативности деятельности объединения являются:
результаты участия членов НОУ в районных, областных, республиканских и международных интеллектуально-конкурсных мероприятиях (дипломы победителей и лауреатов);
внедрение результатов исследовательских работ учащихся в практику работы учреждений и организаций населенного пункта, в котором располагается учреждение образования, района, области, республики;
выбор учащимися научной деятельности как профессиональное самоопределение.
7.2. Формы поощрения членов НОУ:
почетная грамота;
диплом;
благодарность;
благодарственное письмо;
направление для участия в районных, областных, республиканских интеллектуально-конкурсных мероприятиях;
приз;
памятный подарок.